Четверг, 2017-Окт-19, 01:58
Приветствую Вас залетный | RSS
       С А Й Т    
"РАДИОРУБКА"
Главная
Регистрация
ВХОД>>лВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 5«12345»
Форум » ФОРУМ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ » ТЕХНОЛОГИИ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ » Технологии изготовления печатных плат (лут фото и др)
Технологии изготовления печатных плат
shwonderДата: Вторник, 2017-Янв-03, 18:40 | Сообщение # 31
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
Как то получилось так , что я практически перепробовал все доступные радиолюбителям способы изготовления печатных плат , я  не буду их перечислять.
     Фотоспособ освоил еще в университетские годы , там был участок на котором делали платы , и я все повторил дома , на поливиниловом спирте и двухромовокислом амонии . Процесс изготовления фоторезиста занимает 1 сутки + 12 часов. Было это в 1981м .
     Так если меня спрашивают , то я считаю самым быстрым  и с минимумом трудоемкости способ ЛУТ . А с желтой китайской бумагой для термопереноса и ламинатором то вообще вне конкуренции.
  Я делаю много плат , мне иногда проще сделать плату, чем паять на макете . И вот представляю как делать на фоторезисте :
- печать фотошаблона , если не достаточная контрастность то и два, и совмещение 
- нанесение фоторезиста на плату
- экспонирование
- проявка
куча не нужных операций , а если фоторезист жидкий то и вонючие есть .

В ЛУТе , печать на бумагу и перенос на фольгу . И ВСЕ.

ДЛя изготовления фотоспособом сделал целый комплект оборудования , центрифугу для нанесения жидкого фоторезиста , там же встроенная сушка ,  установка для экспонирования , два ящика друг на друге , в них лампы , сверху и снизу , между ними оргстекло , куда закладывается  плата с фотошаблоном. Проявка была водном растворе КОН или НОН , концентрация 8г на литр воды, вода комнатной температуры. Таким образом сделал порядка 6м кв печатных плат. Было это 15 лет назад.
С китайской бумагой все похерил , меня очень устраивает.

Можете мазохировать с фоторезистом дальше.
 
tygramobileДата: Среда, 2017-Янв-04, 03:35 | Сообщение # 32
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
К сожалению с лут не сложилось, ламинатора у меня нет, пробовал по разному, получается гуано... Будем садомазо с фоторезистом ))) Пойду по вашему пути, наиграюсь с резистом и там видно будет ))

Добавлено (2017-Янв-04, 03:35)
---------------------------------------------
P\S Но ламинатор все равно придется искать (  , какие то они не дешевые и просто так у нас в магазине не найдешь ... надо поискать б\у

 
tygramobileДата: Среда, 2017-Янв-04, 09:58 | Сообщение # 33
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
В общем с утра я подумал и оставил в покое позитивный фоторезист и достал пленочный негативный, который уже давно лежит в шкафу. Думал нифига не выйдет и надо будет искать лощеную бумагу под лут. Отрезал кусок резиста, взял обрезки текстолита от позитивного резиста, чистить не стал, снял пленку, прикатал просто руками, погрел паяльной станцией, еще прикатал, погрел на батарее и еще прикатал )) Думалось "на пробу пойдет" По началу чуть не засветил трафаретом от позитивного резиста, распечатал в негативе, туда же под стекло, 5 минут ( время от балды на глаз, т.к. лень было подбирать, плата с толстыми дорожками) . Пока светилось развел 1 ложку крота (сухого) в воде , наверное около стакана, может чуть больше. После засветки сунул плату в раствор , лишний резист минуты за полторы две слез, все с виду нормально вышло. Развел хлорного 1к3 , подогрел, закинул в него платку, через пол часа все протравилось :
 

Не много накосячил , трафарет сдвинулся правее. Но не критично , насверлил дырок, повтыкал детальки, припаял, промыл и подарил товарищу, он уже не молодой , но пират заядлый, пусть порадуется. 




Так что я считаю в принципе нормально, жду еще большую кучку УФ светодиодов, сделаю нормальную лампу засветки. Вроде нашел б\у ламинатор за 24 бакса , надо сьездить глянуть, если не сильно вшатанные то можно купить...
Прикрепления: 9550355.jpg(141Kb) · 9983864.jpg(159Kb) · 2250133.jpg(136Kb)
 
shwonderДата: Среда, 2017-Янв-04, 11:20 | Сообщение # 34
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
Я рад , что у вас получилось .
Хоть и не считаю это рациональным и практичным.
 
tygramobileДата: Пятница, 2017-Янв-06, 08:33 | Сообщение # 35
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
Если вдруг приобрету ламинатор то и лут попробую еще раз , бумагу с китая ждать долго, стоит в принципе копейки, с зп закажу, пусть лежит ... Пока меня все устраивает, пора рисовать плату модулятора под мои радиаторы ))) Уже должны на днях кольца приехать ...

Добавлено (2017-Янв-06, 08:33)
---------------------------------------------
В общем я приобрел ламинатор, разобрал, почистил, все в нем нормально. Крутилка температуры аналоговая, есть индикатор стрелочный, но контролирую ИК термометром. 210гр прогревается. Пол дня промудохался, извел много журналов, достал новый картридж от принтера, выставил все настройки плотности на макс. Нашел бумагу от наклеек , с ними еще что то где то выходит, но все равно хреново , тонер переносится , но все равно остаются мелкие огрехи, мелкие точки, разрывы в дорожках . Платы я чистил, обезжиривал, делал меньше температуру, делал 220 , гонял плату по нескольку раз для прогрева (текстолит толстый) , все равно не выходит. После обеда принесу еще бумаги от наклеек , м\б ту что я принес уже "задроконил" и потому не выходит.. Кальку засунуть в принтер не реально, пробовал, ее все время жует , ну не чисто кальку конечно, а приклеенную малярным скотчем к а4.  Бумагу на али заказал, но приедет она не скоро... Как то пока не выходит с ЛУТ ... Оно в теории проще да, распечатал , в ламинатор сунул и в проявку, а на деле пока что гемморой еще тот , толку ноль ...

 
shwonderДата: Пятница, 2017-Янв-06, 09:45 | Сообщение # 36
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
У меня нет никаких вопросов , и практика полностью согласна с теорией.

Вот вы пишите "зачистил и обезжирил" , а подробнее ?
После зачистки , дляту надо не обезжиривать , а протирать салфеткой смоченой в спирте (можно изопропил) или растворителе , протирать сильно с нажимом, пока на салфетке не останется темного следа .
Я зачищаю  сеткой для чистки посуды . Это очень важная процедура.

Прогон в ламинаторе я делаю по 5-8 раз , поворачиваю на 90 град и еще 5-8 раз. Чем больше плата - тем больше раз , ее надо прогреть. У меня на ламинаторе 220град.

Отрывать бумагу от остывшей платы.
 
tygramobileДата: Пятница, 2017-Янв-06, 11:23 | Сообщение # 37
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
Все так .. Чищу сеткой для посуды, потом спиртом 90пр безворсовыми салфетками от работ по оптоволокну, прогонял несколько раз, пробовал еще греть предварительно текстолит... Бумагу снимаю при уже холодной плате, на обеде дома забрал остатки бумаги от самоклейки, попробую еще раз .... Зато на ламинаторе фоторезист закатывается с первого разу на 5 с плюсом ... М\б у меня тонер с принтера не особо подходит, принтер HP лазерник, но цветной, 4 картриджа , 1 чисто черный, остальные цвет, картридж специально достал новый, ничего не нем не печатал. В настройках есть плотность цветов и оттенков, все что касается черного цвета , все на максимум... К сожалению другого нормального принтера у меня нет , принтера то есть на работе другие, но там на всех картриджы по 100 раз заправленные, конченные, нормальный лазерник только у меня ))) И я его в меру возможности берегу от других ))) Еще попробую , если ничего не выйдет, буду ждать бумагу с али....  Есть ли какая разница в тонере ? Картридж не заправлялся, под новым я подразумеваю совсем новый из коробки только что распечатанной ...

Добавлено (2017-Янв-06, 11:23)
---------------------------------------------
Не большая поправка, это не бумага от наклеек , я спутал , это термотрансферная бумага ломонд для струйника, для переноса изо на ткань , обрезки остались делали футболки с картинками с племяшкой в качества подарка детям в детдом, осталась еще пачка таких новых , номер 0808441 ... Такой же для лазерника я чего то не вижу

 
tygramobileДата: Пятница, 2017-Янв-06, 16:02 | Сообщение # 38
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
Собственно это максимум что у меня вышло, думаю температура слишком высокая была :




Прикрепления: 5260750.jpg(66Kb) · 1119527.jpg(56Kb) · 7805359.jpg(54Kb) · 2930230.jpg(76Kb)
 
tygramobileДата: Пятница, 2017-Янв-06, 16:07 | Сообщение # 39
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
Вот тоже самое под микроскопом : 
0,05 : 


0,15 : 



0,25 : 



это сверху 1мм ниже 2мм 



Как то оно все .... Плату не травил, пока присматриваюсь, не нравятся мне эти проплешины, на толстых дорожках еще куда не шло, а на тонких дорожки наверное будут дырявые ... Что не так я делаю ? Ну кроме того что я текстолит уже затер до царапин , тер много раз , попыток было много ... Последняя 220гр , по ик термометру , многократный прогон и вдоль и поперек, раз по 10 туда и туда ... Бумага термотрансферная ломонд ..
Прикрепления: 8851329.jpg(87Kb) · 4885547.jpg(85Kb) · 4159443.jpg(80Kb) · 1573698.jpg(61Kb)
 
shwonderДата: Пятница, 2017-Янв-06, 16:24 | Сообщение # 40
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
Что б не иметь проблем , я не делаю дорожки тоньше 0.5мм , просто нет в этом необходимости, в крайнем случае - 0.3 , это если надо сделать между ногами ДИП 2.5мм.
И вам оно ни к чему. Делайте то что получается .
На заводе делают проводник/зазор  0.15/0.15 .
 
tygramobileДата: Пятница, 2017-Янв-06, 19:03 | Сообщение # 41
продвинутый
Группа: Пользователи
Сообщений: 322
Статус: Offline
Эмм т.е. то что у меня вышло выше можно считать удовлетворительным результатом ?  У меня лут никогда не получался и я фз чего от него ожидать, и я не представляю как оно будет выглядеть после травления ...
 
shwonderДата: Пятница, 2017-Янв-06, 19:29 | Сообщение # 42
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
Эмм, та вы не стремитесь к звездам с первого раза . Для начала научитесь прыгать с сарая.
А там понемногу , и нормальные расходники подьедут . Можно и повыше.

Один мой знакомый говорил : - ты не берись сразу за дворец , начни  с собачьей будки .


Сообщение отредактировал shwonder - Пятница, 2017-Янв-06, 19:31
 
shwonderДата: Воскресенье, 2017-Янв-08, 22:09 | Сообщение # 43
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline
Одолжил у внучки микроскоп , как раз делал плату 200х210мм , дорисовал на нее линии разной толщины.
Сделал снимки , но в ванну для травления не влазит , надо что то придумать.
В общем так :
- принтер кенон LBP6020
- ламинатор  FGK 320 , китайский железный , температура порядка 220 град, плата большая , поэтому по 8 прогонов перпендикулярно
- желтая китайская бумага для термопереноса


Прикрепления: 6232664.jpg(95Kb) · 0078545.jpg(89Kb) · 6657260.jpg(79Kb) · 0364054.jpg(94Kb) · 0159625.jpg(85Kb)
 
shwonderДата: Воскресенье, 2017-Янв-08, 22:10 | Сообщение # 44
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline

Прикрепления: 2213721.jpg(93Kb) · 3535803.jpg(67Kb) · 9970285.jpg(60Kb) · 7957196.jpg(58Kb) · 7877868.jpg(55Kb)


Сообщение отредактировал shwonder - Воскресенье, 2017-Янв-08, 22:11
 
shwonderДата: Воскресенье, 2017-Янв-08, 22:23 | Сообщение # 45
просветленный
Группа: Модераторы
Сообщений: 2261
Статус: Offline

Добавлено (2017-Янв-08, 22:23)
---------------------------------------------
тАК , что не жмитесь , купите китайскую бумагу , и получайте удовольствие при изготовлении печатных плат .
А вообще я дорожки толщиной менее 0.5мм не делаю , ну может маленький кусочек .

Вот посмотрел фотки с микроскопа , и думаю , может зря, может опуститься до 0.3мм   ?

Прикрепления: 5818226.jpg(91Kb) · 9603937.jpg(88Kb) · 8833466.jpg(96Kb)
 
Форум » ФОРУМ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ » ТЕХНОЛОГИИ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ » Технологии изготовления печатных плат (лут фото и др)
Страница 3 из 5«12345»
Поиск: